Alex Peligrim

- История, которую хочу рассказать.
- Озеро

История, которую хочу рассказать.

Хотел бы поделиться впечатлениями о своей поездке, к месту захоронения своих предков. Не знаю, насколько все нижеописанное будет интересно вам, но для меня это было больше чем мое обычное путешествие, которых было не мало. Наверное, то же чувствуют паломники, идущие поклониться своим святыням, которым важен не столько итог, сколько сам путь.
Первое о чем стоит упомянуть это то, что место это находиться на Украине, во всеми забытой деревне, стоящей на берегу реки и окруженной лесом. Во время ВОВ там были сильные бои, и деревня не один десяток раз переходила из рук в руки. Воронки от снарядов и бомб до сих пор видны у реки. В лесу тянуться полу засыпанные окопы и блиндажи. Говорят, что после войны каждый год в лесу погибало много людей от неразорвавшихся снарядов, да и сам я, будучи ребенком, откапывал в лесных траншеях изъеденные ржавчиной гильзы, к счастью для меня только гильзы… В самом центре деревни, не далеко от берега реки, стоит памятник. На братской могиле… длинный список имен, волею судьбы оставленный на граните именно в этом красивом месте. Такие памятники стояли вдоль дороги и часто встречались на моем пути. Приятно видеть, что не смотря на общее запустение, их содержат в порядке, на сколько это, возможно, хранят память…
Позже, во время поездки в близ лежавший город, я слушал истории про то что «вот этот» мост строили пленные немцы, «вот эту» дорогу прорубали в скале они же… И многие из них так и остались навсегда здесь, - кто лег мертвым в так и не покорившуюся землю, а кто остался жить, выбрав своей родиной этот богатый край.
Сама деревня вызвала смешанные чувства. С одной стороны мои детские воспоминания о том, когда это место было «живым», из труб шел дым, а меня окружали большие и очень добрые люди разбивались об скалу общей разрухи, с другой стороны я не встречал места более подверженного влиянию того, что можно назвать «Сущностью Тени». Здесь всё было настолько безжизненно и запущено, как будто на следующий день после моего отъезда семнадцать лет назад, большинство жителей неторопливо собрали все свои вещи и разъехались кто куда. Даже наглые, жирные гуси, охотящиеся на меня во время моих летник каникул, похоже улетели на юг, или, что более вероятно, были цинично съедены в смутные времена моей Родины. Неизменным остался погост, он с самого детства врезался в мою память, и останется там навсегда. Ряды одинаковых безымянных крестов… вряд ли кто-то из нынешних жителей с уверенностью сможет сказать кто лежит под ними… Такие же типовые памятники, с выцветшими фотографиями, заботливо сколоченные лавочки и столики, что бы жарким летним днем, в тени огромных дубов можно было сидеть и вспоминать… помнить.
И я помню, как помнили, как вспоминали, десятки историй, подробностей из жизни моих предков. Рассказанные мне давным-давно, они прочно заняли свой уголок в моей памяти.
Огромные, вековые деревья, покрывают всю территорию кладбища, как бы образовывая небольшой тихий остров, особое место. Удивительная чистота, и общая ухоженность. Здесь нет привычной тесноты кладбища большого города, где ограды порой не дают пройти от одной могилы к другой, цепляясь железными шипами за брюки, а узкие тропинки, так и норовят завести в однозначный тупик… Оград здесь нет. Ветхий забор по кромке деревьев служит границей мира живых и усопших. Погост, засыпанный выпавшим накануне снегом, освященный солнцем, превращается в яркий калейдоскоп искрящихся отражений. Отражений невыразимого покоя. Я стою у ограды, не решаясь войти. Это место стало таким близким во время медитаций, оставаясь далеко в моей памяти. Я стараюсь выдержать, осознать важность момента.
Наверное, то же чувствуют после долгой разлуки влюбленные, не уверен, – не выпало мне таких испытаний.
Снег с деревьев, под тяжестью солнца с легким шумом падает, оставляя на нетронутом белом покрывале, свой чернеющий след.
Я захожу. Изменяя походку на «ту», что уместна в данных местах. Не так давно я научился так шагать. Но, пройдя так впервые, понял где именно я должен так пройти.
Кровью стучит в висках, уши закладывает, мир начинает дрожать, бьется в такт с моим пульсом, выстукивая сумасшедший торжественный ритм… завораживает. Волна радостного безумия заполняет меня, шепчет сотнями голосов, играет, ведет, оставляя во мне малую часть меня самого. Странно… солнце горит, пылает, а снег идет. Или это не солнце? Главное то, что я тут, иду, точно знаю, куда мне надо идти.
Вот он, - ряд памятников, с моей фамилией выточенной на граните. Все кто нашел покой в этом месте, - я рад встрече с вами! Теперь все это будет со мной навсегда. Будет со мной и во мне. Горсть земли так мала, но не думаю, что я получал когда-либо более дорогие подарки. Я поднялся, встал во весь рост и пошел. Осознание чего-то нового уже не скребло робко в дверь моей жизни, а толкнув дверь плечом нахально вошло, не спрашивая разрешения. Проходи – мой Желанный Гость.
Земля, частью которой стали мои предки, политая кровью погибших солдат, будет моим надежным мостом в этот сверкающий мир.
А потом… Потом были хорошие люди, уже не большие, а постаревшие, и много-много воспоминаний, слез и улыбок. Была ночь с невероятно прекрасной и манящей своей загадочной красотой Луной. Наверное, только в тех местах, которые нам особенно дороги, небо нам кажется ближе. Был лес, дикий, первозданный. В нем до сих пор ходят лоси, по ночам кричат совы, а оставшиеся волки могут, одурев от первых холодов, дойти и до села. Я стоял во дворе и бережно сохранял в себе все это, впитывал до мелочей, не замечая холода, забыв о бессонной ночи за рулем.
Были удивительные сны, яркие, красивые.
Дорога, последняя, (нет крайняя) остановка на мосту. Смеркается, ветер носит снег. Внизу, под мостом, бежит река. Та же река, что и много веков назад. Она хранит в своих омутах, отражения прожитых жизней, судьбу поколений. Помнит она и того ребенка, что много лет назад, так же как и сейчас, свесившись через перила, смотрит теперь в нее. Все точно так же, только перила стали ниже, а на лице появилась щетина.
С детства помню истории, как во время войны река стала естественным рубежом. Наши атаки, равно как и контратаки немцев, после перехода реки, обильно поили реку кровью, заполняя трупами погибших… Тогда мне казалось это чем-то героическим, и немного пугающим. Теперь я не вижу более естественного исхода. Новый смысл открывается перед моими глазами. Нет в этом мире ничего жестокого и не нужного, - есть только то, что есть, и другого быть не может. Дом моей прабабушки, стоял на холме возле берега реки. Теперь там воронка, от дома не осталось даже следа. Война, стала частью этой земли, ее памятью.
Я уехал, с пониманием того, что сюда я еще вернусь, и что меня тут всегда будут ждать.
Хотя как я смогу вернуться туда, где был всегда.

9 ноября 2006

Озеро

Погода осенняя, сумрачная, дождливая, но с неба пока не капает.
Меня немного смущают такие места, на карте - аккуратная кучка кирпично-красных квадратов, окруженных приятной глазу зеленью леса. На месте - неровные ряды ветхих хибар, с покосившимися заборами, с лающими из-за них худыми и грязными собаками, и неизменными местными жителями, чей облик украшает засаленная кепка на коротко стриженной голове и следы вечного похмелья на лице, желтый блеск в глазах. Только по траектории движения бровей могу догадываться какое раздражение вызываю я со своими спутниками, бодро проходя рано утром, мимо этих доживающих свой короткий век людей.
Дорогу спрашивать не хочется, да это и не нужно, два «км», через деревню до ЛЭПа, потом в лес. Свернули раньше. Пройдя небольшой луг, приблизились к первой полосе леса, сразу первое препятствие, небольшая речка, моста нет… но нет, вот он – прогнившие бревна, словно мертвая рыба, в беспорядке лежат на воде. Скинув рюкзак, пробую перебраться на другую сторону, проверяя надежность дороги. Осторожно ступаю, скользкие бревна, уходят в воду, хлюпая под моими ногами, разгоняя волной опавшие листья. Смотрю вверх. Чуть качаются ветви согнувшихся до воды деревьев. Берег, небо, осень и лес.
Наверное, еще с тех незапамятных времен, когда люди ходили в шкурах, и доедали последних мамонтов, лес нас пугает, но не в меньшей степени восхищает, зеленым магнитом притягивая наше нутро. Наша генная память рисует нам картины, как мы тонем в болоте, или рвет нас на части грозный хищник, как заблудившись, мы кричим во все горло, но нас не слышат… На холсте истории человечества эти картины кажутся написанными кровью. Но как можно устоять перед очарованием загадки, тайны, ревниво хранимой лесом от посторонних глаз? Где кроме как здесь, можно заглянуть в ту лесную чащу, которая пребывает в темноте нашего подсознания, терпеливо дожидаясь того часа, когда мы соизволим обратить на неё свое внимание?
Вот и сейчас, сплетение ветвей показывает мне суровое лицо первобытного языческого бога охотников, с кожей из потрескавшейся дубовой коры и достойной уважения моховой бородой, тронутой сединой осени. Этой ночью я его гость, пришедший послушать безмолвные речи.
Иди по лесу - особое дело. Кажется жизнь, словно эта дорога, прозрачна, чиста, глубока.
Вышли к ЛЭПу. Мрачный ржавый скелет, удивительным образом гармонично вливающийся в общую картину леса, своими уродливо-прямыми линиями, как бы дополняет собой нечто неуловимое, на что сама природа только намекнула, но не пожелала создать своими руками, предоставив возможность человеку произвести на свет это диковинный симбиоз.
Тропа ведет меня дальше в глубь леса, ноги привычно меряют землю шагами, на спине удобно устроился рюкзак. Начался дождь, тропинка, по которой мы шли моментально раскисла, за несколько минут став практически не проходимой. По обочине не обойти – Мещера. Кто-то назвал эти места «Русской Амазонкой», за непроходимость и влажность. Здесь действительно, очень густой лес, с множеством упавших деревьев, изрезанный маленькими речками и канавами, переходящими в болота, с черной от торфа водой, заросшие камышом и дикими травами. Приходиться часто останавливаться, менее опытная часть группы с непривычки устала месить грязь, а плохо притянутые рюкзаки начали натирать плечи, и на каждой кочке норовят стукнуть по затылку. Привычная возня коротких, но необходимых привалов.
Остались за спиной гудящие канаты «высоковольтки», лес стал гуще, мрачнее, более влажный, но из-за склонившихся над тропой деревьев тропинка оставалась сухой.
Шли быстро, насколько это было возможно с нашим грузом. Порой перебирались через речки по маленьким бревенчатым мостикам, видимо построенных охотниками, в этих богатых дичью лесах. Появились первые озера. Решено было сделать привал и разойтись для поиска подходящего места для ночевки. По общему мнению, лагерь решили ставить на берегу озера. Отсутствие комаров в это время года позволяло такую роскошь. Пока все осматривали берег озера, я, скинув рюкзак, решил прогуляться в сторону, тем более что на карте в выбранном мной направлении было обозначено несколько достаточно крупных озер. Дождь к этому времени уже кончился…
Найдя что-то напоминающее тропинку, я прошагал, точнее продираясь сквозь густые заросли, отмахал около километра, и оказался на берегу другого озера. Определение «озеро», только условно подходит к тому месту, куда я вышел. Черная вода, как застывающий кисель, плотным слоем заливало видимое пространство, отделяя его от тугих деревьев и мертвых стеблей камыша, растущих на кромке воды, в паре десятков метров от берега. Зеркало воды в своей неподвижности казалось покрытой льдом. Эта дивное зрелище тянулось по обе стороны о тропинки, стой лишь разницей, что слева вода делила изгиб пополам, а тропинка уходила по поваленному дереву в густые прибрежные кусты. Посчитав, что бревно наверняка скользкое, а купальный сезон закончился, я пошел направо. На протяжении, полутора километров я наблюдал ту же картину – густые кусты, с облетевшей листвой, и черные от дождя деревья. Слева – стеклянная гладь озера с торчащими из нее корягами, окаймленная лишь унылой стеной камыша вдалеке, простиралась вдаль. Кое-где вода брала верх над упрямыми зарослями, и в образовавшиеся прорехи было видно, что за видимыми мне потоками озерных трав есть точно такие же маленькие озерца, связанные между собой, образовавшие некий лабиринт. В некоторых местах над водой виднелись крючковатые тела деревьев, выдававшие небольшие островки суши среди общего ландшафта. В тот момент я пожалел, что у нас нет лодки, сколько всего интересного может оказаться на этих островах, куда не один десяток лет не забирались люди. Какие бы чудесные видения, в моих медитациях, преподнесли бы мне эти дикие места…
Устав идти и не найдя подходящего места для стоянки (все свободное от деревьев пространство занимали заросли черники и земля была, настолько неровная что поставленная там палатка за ночь бы наполнилась водой), я решил вернуться.
Результаты поиска места для лагеря у остальных участников путешествия были еще менее впечатляющие, чем у меня. Берег озера, который обследовали мои товарищи, не имел подходов к воде, и если кому то захотелось бы набрать воды, то пришлось бы или пробираться через камыши, или преодолеть несколько метров топкой прибрежной грязи. Было решено разбить лагерь недалеко от того озера, где я только что побывал, какая-никакая, но вода была нужна.
Побродив на небольшом удалении от этого места, мы нашли более или менее подходящий участок для стоянки. Не так как хотелось, но на без птичье и… в общем сами можете понять.
Лагерь соорудили быстро, палатки ставить - дело привычное. Яму под костер в здешней земле выкопал бы и ребенок, дрова хотя и сырые, но всё же подошли. Вот и заполыхал костер, начался не хитрый походный быт.
Проведя остаток дня в подготовке к ночному костру, я не заметил, как начало смеркаться.
Закат был в разгаре, а воду принести в лагерь так и не удалось. Запасы воды, которую мы принесли с собой, мужская часть компании пожертвовала в пользу нашей лучшей половины. Сами решили пить воду местного происхождения, разумеется, прокипятив эту бурую жидкость.
Мы находились примерно в ста метрах от берега, и я снова решил прогуляться и заодно набрать воды. Есть у меня такая маленькая слабость - на закате смотреть на воду, пусть даже болотную. Дойдя до озера и набрав воды, я решил немного пройтись по берегу, любуясь тенями, отбрасываемыми камышом на поверхности воды. Пройдя совсем не много, пришла ко мне потребность «почувствовать озеро». Мне показалось, что причудливая игра света в отражении черной воды, помогут в моих практиках в постижении отраженных структур и антимиров, раскроют новые секреты этого направления. Озеро манило своей дикостью и загадочной темнотой. Но стоило лишь слегка прикоснуться к нему, как я почувствовал опасность. Страха не было. Было четкое понимание, что не стоит двигаться, и лучше даже не дышать. Выждав некоторое время, огляделся, ожидая увидеть наклоненное дерево, под которым меня угораздило встать, ну или в самом худшем случае какое то животное, чьи границы я по незнанию нарушил. Нет, в тишине вокруг не было явной угрозы.
Порой у меня получается понять, что именно хочет подсказать мне мое «шестое чувство». К счастью, это бывает не так редко. В этот раз мне хватило еще одной попытки «потрогать» озеро, что бы понять опасность исходит оттуда - из-под самой поверхности черной воды. Не зная, с чем мне пришлось повстречаться, я посчитал, что самое разумное, что я могу сделать - это покинуть берег.
Чем дальше я удалялся от воды, тем меньше чувствовал угрозу для себя, а, пройдя половину пути до лагеря, перестал чувствовать вовсе. В последствие, я размышлял о том, что опасность могла представлять сама вода. Несмотря на то, что даже после кипячения она напоминала по цвету, скорее чай, чем обычную воду, никакого вреда она мне не внушала.
Ночь прошла спокойно, было полнолуние, и стоял густой туман. Завораживало увиденное, когда сквозь кусты и деревья приближалась сплошная стена тумана и, дойдя до нашего лагеря, словно по команде, окутывала его настолько плотно, что зримым оставалось только пространство, освященное костром, а луч сторожевого фонаря, не пробивался дальше нескольких метров. Мир становился другим, сжимался, расползаясь в разные стороны, растекался и плыл. Казалось, что вне круга света, нет ничего кроме тумана, что даже время ушло из этих мест, что мы висим посреди облака на меленьком кусочке земли, сидя вокруг костра. Затем туман уходил, и лес наполнялся привычной темнотой. Так повторялось несколько раз. Интересно было наблюдать то, как лес каждый раз меняется, показывая свои новые грани. Удалившись на достаточное расстояние от лагеря, я приступил к запланированной практике.
Разместившись под деревом, я замер. Мне всегда удобней начинать что-то новое с полной остановки. Затылок наливается приятной тяжестью, и я чувствую на себе дыхание Леса, дышу в унисон с ним, сливаюсь с его силой и вековой мудростью. Погружаюсь в живую сущность великого «Лесного Храма». Тысячи глаз смотрят на меня из каждого листа, из-за каждой моховой кочки, наблюдают из-под корней осин, таятся в тени берёзовых веток, касаются моего тела колючими руками елей и тонкими пальцами увядающей травы. Не в силах удержаться во мне, моё «я» растекается подобно ртути - сотнями блестящих шариков, пытаясь соединить меня с этим огромным, и невыразимо древним существом – «Зверем» живущим в лесу, Зверем, живущим во мне, испокон веков и с самого начала. Он встает за моей спиной, вырастая как диковинный цветок, уходя корнями в мой лес, лес моего подсознания. Как там, - так и здесь, для него нет преград. Есть только безудержная радость быстротечного бытия, поглощая которую он щедро делиться со мной…
Лес раскрываясь, словно лавиной накрывает меня валом испепеляющих своей новизной чувств. Приглашая принять истинный образ себя, как хозяина неба и земли, отбросив шелуху прежней оболочки. Он зовет меня, стать частью изначальной, гибкой как лоза, и прочной как сталь, силы. Отдаться диким желаниям, открыть своё сердце диковинными ключом из корней и веток, заветную дверцу в себе и выпустить то, что томилось в темноте все эти годы от самого рождения.
К сожалению, ночь коротка. Мгновения единства со Зверем в ночном лесу еще короче.
Утром, вернувшись к своим спутникам, собрал вместе с ними лагерь, и двинулся в обратный путь. Дорога домой всегда короче. Очарование пройденного пути, тает, расплывается, исчезает, но остается в нашем сердце навсегда. Впереди уже не новые загадки леса, а скучные серые кубики домов, с муравейником обитателей. Это небольшой лесной поход вольется в череду таких же коротких вылазок, и займет там свое законное место, что бы своим маленьким фрагментом дополнить мою мозаику познания этого мира.
Лес и в этот раз принял меня, указав ясный путь, освежил и наполнил меня, постижение следующей тайны своей, отложивши до нового раза.

Фотографии, использованные в качестве иллюстраций в этом рассказе, сделаны мною в разное время.